Бачили очи, кого выбирали
31 марта 2005 года
Под чутким руководством и неусыпным контролем набережночелнинской администрации прошли в 2002 году выборы ректора НГПИ. Оно и понятно, ведь одним из кандидатов на выборах была дочь тогдашнего главы Челнов Гульнара Аглямова. Правда, изначально ее кандидатура считалась абсолютно непроходной - у Аглямовой не было ученого звания и она не работала в НГПИ в течение последних пяти лет. Но эти препятствия быстренько устранили. Пункт о пятилетнем стаже под давлением горадминистрации просто вычеркнули из вузовского положения о выборах. Вычеркнуть требование о наличии у кандидата ученого звания ученый совет отказался, и что же? Всем на удивление Гульнара Аглямова в срочном порядке стала доцентом. После этого уже никто не смог препятствовать ее участию в выборах... "Мы хотим решать ваши проблемы, но если будущий ректор встанет в оппозицию к городской власти, сделать это будет проблематично", - намекали чиновники мэрии сотрудникам вуза, за кого им надо голосовать. В результате Аглямова победила на выборах и заняла кресло ректора НГПИ...
Десять печатных страниц занимает перечисление злоупотреблений ректора Аглямовой, подписанное преподавателями НГПИ - профессорами, доцентами, кандидатами наук (всего 37 подписей). На что жалуются? Ну, например, на то, что должности проректоров вуза при Гульнаре Аглямовой заняли люди, до того не имевшие никакого отношения к высшей школе. "К моменту назначения проректором по учебной работе в сентябре 2004-го Вафин Ф.Г. не провел в жизни ни одного занятия в вузе. Не имеет опыта работы в вузе и муж ректора И.Ф. Аглямов, назначенный проректором по общим вопросам и наделенный большими полномочиями. Всего же из восьми нынешних проректоров лишь два имеют ученые степени и звания".
Кроме неразумной кадровой политики, в результате которой "только за 2004 год из вуза уволилось более 100 человек", авторы писем ставят в вину ректору Аглямовой финансовые нарушения - нецелевое расходование бюджетных средств и фальсификацию документов. Якобы в преддверии аттестации вуза многим должностным лицам были выписаны премии, за которые они расписались, но не получили - "как объяснил Вафин Ф.Г., деньги ушли на достойный прием аттестационной комиссии". Зато сама ректор втайне от коллектива якобы получает премии регулярно - за сентябрь 2003-го - 163 тысячи рублей, за декабрь 2003-го - 169 тысяч... "Несмотря на то, что в 2003 году кабмином РТ нашему вузу были выделены 10 миллионов рублей, существенной пользы они институту не принесли... Большие расходы были направлены на обустройство кабинета Аглямовой и кабинетов ее приближенных".
Как сказано в жалобах, последние два года в НГПИ с грубейшими нарушениями проходил прием вступительных экзаменов. "В составе предметных комиссий никогда не числилась главный бухгалтер, однако во время приема экзаменов в институт она вместе с сыном - проректором по АХЧ вмешивалась в работу приемной и предметных комиссий, в процесс шифровки и проверки работ абитуриентов"...
"Надеемся, что остановить этот процесс, ведущий к развалу вуза и коллектива, может тщательная, беспристрастная проверка всей деятельности Г. Аглямовой, результаты которой, на наш взгляд, положат конец ее пребыванию в должности ректора", - резюмируют авторы возмущенных обращений.
- Если бы у меня действительно были какие-то нарушения, у меня бы, наверное, был страх перед проверками, а поскольку нарушений нет, то нет и страха, - смело заявила корреспонденту "ВК" ректор НГПИ Гульнара Аглямова. - Да, я сделала некоторые кадровые перестановки в вузе, но на это имеет право любой руководитель. Проректор Вафин соответствует всем необходимым требованиям для этой должности, опыт работы в вузе у него есть. Не понимаю, почему я не могла назначить проректором своего супруга. Трудовому законодательству это не противоречит, у нас любой гражданин имеет право на труд... Большущие премии, которые мне приписывают, я была бы рада получить, но никогда не получала. Дело в том, что премировать ректора госвуза можно только приказом из Москвы, а сама себя премировать я никак не смогу, даже если захочу... Никакого шикарного ремонта в моем кабинете не было, там только наклеили дешевенькие обои, а 10 миллионов, выделенные кабмином, пошли на закупку оборудования для столовой, учебных пособий, компьютеров... - у нас имеются все подтверждающие документы... Ну а то, что главбух вмешивалась в работу приемной комиссии - это уж вообще полная чушь... Все эти письма сочиняет моя оппозиция. Эти люди сами не хотят работать и другим не дают. К счастью, этих людей немного.
- Скоро в НГПИ будет масштабная проверка, с приглашением специалистов Федеральной службы по надзору в сфере образования, - сообщил корреспонденту "ВК" начальник управления науки и образования кабмина РТ Рамиль Валеев. - Я тоже читал жалобы из Челнинского пединститута. Могу сказать, что определенные нарушения со стороны ректора действительно имеют место. Конечно же, человек, который не работал в вузе, не мог стать проректором по учебной работе. А что касается назначения проректором собственного мужа, то это, наверное, первый случай в вузах России. Хотя трудовое законодательство теперь уже вроде бы позволяет родственникам работать в подчинении друг у друга в государственных учреждениях, это все равно считается крайне неэтичным. В общем, комиссия проверит работу ректората по всем показателям, поставит объективную оценку, а затем учредитель вуза - Минобрнауки РФ примет соответствующее решение о дальнейшем пребывании Аглямовой в должности ректора... Только вот непонятно, о чем же думал коллектив НГПИ во время выборов. Они же сами ее избрали ректором, а теперь возмущаются. Нужно серьезнее относиться к выборам!
Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"